Последнее десятилетие в России отмечается рост речевых и голосовых нарушений среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Данные нарушения распространены также и среди взрослых. Значительную группу риска при этом составляют профессионалы голоса и речи: певцы, актёры, дикторы радио и телевидения, лекторы, преподаватели, воспитатели.
Нарушения голоса и речи отрицательно влияют на психосоматические показатели здоровья человека, на способность и желание общаться с другими людьми и, в конечном счёте, на эффективность учебы, профессиональной деятельности и уровень социальной адаптации.
Основными причинами развития речевой патологии являются наследственная предрасположенность и неблагоприятная внешняя среда, повреждения или нарушения созревания мозга, минимальные мозговые дисфункции, энцефалопатии. Немаловажное влияние на увеличение числа речевых дисфункций оказывает ухудшение здоровья детей в целом. Среди многочисленных факторов, отрицательно влияющих на качество голоса и речи, также выделяются стрессы, избыточное психоэмоциональное напряжение, количественная и качественная перегрузка речеобразующего аппарата, отсутствие правильной техники голосоведения и речи, нарушения речевого и фонационного дыхания, высокие энергетические затраты организма на речеголосовую деятельность. Как правило, данные факторы сочетаются с различными вегетативными дисфункциями и невротическими нарушениями (тревога, страх, речевая неуверенность, нарушенная самооценка и др.).
Известно, что физиологической и энергетической основой речи является речевое дыхание, отличающееся своими физиологическими механизмами и * характерологическими особенностями от обычного дыхания (более глубокое и редкое, с коротким вдохом и удлиненным выдохом, зависит от произносимого речевого материала, подчинено воле и т.д.). Важную роль в формировании правильного паттерна речевого дыхания играет полноценное диафраг-мальное дыхание, которое, наряду с: обеспечением необходимого для организма газообмена в процессе речи: способствует развитию, координации и нормальной деятельности речевых функций, применяется для устранения избыточного психоэмоционального и мышечного напряжения, явлений гипо- и гипервентиляции.
Обучить человека речевому диафрагмальному дыханию традиционными методами сложно, так как данный процесс требует длительного времени и объективных критериев. Давно известно, что субъективный самоконтроль не исключает ошибок при выработке этого вида дыхания. В свою очередь, неправильное его формирование способствует сохранению уже имеющихся патологических стереотипов речевого дыхания, речи и поведения, обеспечивает поддержание невротических нарушений и психопатологии.
Анализ литературных данных свидетельствует, что в настоящее время проблемы речевого дыхания остаются актуальными и нерешенными, а работы, посвященные изучению физиологических механизмов речевого дыхания в норме и при патологии, в последнее десятилетие крайне немногочисленны. В существующих же работах не учитываются такие важные функциональные показатели организма, позволяющие расширить возможности изучения, диагностики и оптимизации речевого дыхания, как кардиореспираторные отношения и респираторная синусовая аритмия (РСА). Редко оценивается влияние уровня тревожности, невротизации и стресса. Между тем данные показатели играют важную роль в оценке функционального состояния, внутрисистемных и межсистемных отношений, адаптивных возможностей организма человека.
Сегодня в научно-исследовательской и лечебно-профилактической практике растет применение метода адаптивной саморегуляции с внешней обратной связью по показателям регулируемой функции. В отечественной литературе данный метод встречается под названиями биоуправление, нейробио-управление, биологическая обратная связь, а в зарубежной — biofeedback, self-regulation. Среди многочисленных его видов и направлений заслуженное внимание исследователей и практиков привлекают знакопеременное биоуправление по частоте сердечных сокращений и внешняя обратная связь по респираторной синусовой аритмии, доказавшие за многие годы практического использования свою правомочность и эффективность.
Для решения проблем формирования у пациентов навыков свободной речи без усилий и речевых судорог нами был разработан новый способ коррекции речевого дыхания и речи с использованием адаптивной саморегуляции по показателю респираторной синусовой аритмии. Получено два патента РФ на изобретение (Сметанкин, Вовк, Бурмистров, 1998; Сметанкин, Бурмистров, Вовк, 2000).
Апробация метода показала и наши послендние исследования, которые завершились в 2013 г. позволяют сделать следующие выводы:
1. Нарушения речевого дыхания, обусловленные заиканием, вегетативными дисфункциями, высокими психофизиологическими затратами организма на речевую деятельность (особенно в условиях высокого уровня невротизации, тревожности и стресса), характеризуются снижением участия диафрагмы в дыхательных актах, сдвигом вегетативного баланса в сторону симпатикотонии, отсутствием изменений биоритмологической структуры сердечных сокращений, синхронных с фазами дыхания (нарушение респираторной синусовой аритмии), ухудшением качества речи.
2. Применение адаптивной саморегуляции дыхания по респираторной синусовой аритмии — объективному количественному физиологическому показателю, позволяет восстановить и усилить механизмы функционирования внутри- и межсистемной синхронизации кардиореспираторной и речеобра-зующей систем, необходимой для обеспечения нормальной деятельности речевого дыхания, речи, социального поведения и, адекватного нагрузкам, функционального состояния
3. Курс адаптивной саморегуляции по показателю респираторной синусовой аритмии позволяет последовательно (от простого к сложному) сформировать новый устойчивый динамический стереотип речевого диафрагмального дыхания, адекватный функции голосо — и речеобразования.
4. Новые сформированные навыки диафрагмального дыхания (в процессе речевых нагрузок и без них) характеризуются особыми кардиореспираторны-ми параметрами:
• синхронизацией изменений частоты сердечных сокращений с фазами дыхательного цикла (увеличение частоты сердечных сокращений на вдохе и уменьшение её на выдохе);
• восстановлением соответствия возрастной норме средних за минуту показателей частоты сердечных сокращений;
• частотой дыханий от 6 до 8 (реже 5) в минуту;
• увеличением амплитуды респираторной синусовой аритмии в 1,5 и более раза по сравнению с исходным уровнем;
• проявлением респираторной синусовой аритмии в низкочастотной части спектра ритма сердца.
5. Оптимизация и коррекция речевого дыхания на основе нового навыка диафрагмального дыхания обеспечивает координацию речевых функций, формирование слитной, эмоционально окрашенной, свободной речи без усилий и речевых судорог.
6. Нормализация речевого дыхания, речи и психоэмоционального состояния, происходящая в результате применения адаптивной саморегуляции по показателю респираторной синусовой аритмии, сопровождается разрушением тревожного комплекса, устранением логоневротических нарушений, формиро ванием уверенного речевого поведения, повышением уровня социальной адаптации.
7. Использование объективного количественного физиологического критерия межсистемной интеграции — респираторной синусовой аритмии эффективно и правомочно для диагностики, оптимизации, коррекции и изучения речевого дыхания, речи, речевого поведения и функционального состояния человека в целом.
В результате проведенных исследований разработанные количественные критерии рассогласования нейрофизиологических механизмов управления психических, эмоциональных и вегетативных функций у лиц с нарушениями речевого дыхания.
Выявленные во время первичного обследования с помощью объективного физиологического количественного критерия межсистемной интеграции -респираторной синусовой аритмии, нарушения речевого дыхания, обусловленные заиканием, вегетативными дисфункциями, высокими психофизиологическими затратами организма на речевую деятельность (особенно в условиях высокого уровня невротизации, тревожности, стресса), характеризуется рядом признаков. Основными из них являются: снижение участия диафрагмы в дыхательных актах, сдвиг вегетативного баланса в сторону симпатикото-нии, отсутствие изменений биоритмологической структуры сердечных сокращений, синхронных с фазами дыхания (нарушение РСА), ухудшение качества речи.
Сочетание низких значений амплитуды РСА с высокими показателями ЧСС и увеличением частоты дыханий (как компенсаторный механизм на дефицит СОг в крови), а также пароксизмальный характер изменений ЧСС с резкими перепадами от максимальных значений к минимальным, не связанное с фазами дыхательного цикла, указывало на развитие гипервентиляционного синдрома, как проявления защитной реакции на гипоксические изменения мозга, нейроэндокринные и вегетативные дисфункции организма.
Ключевым звеном формирования патологического стереотипа речевого дыхания являются нарушения в эмоциональной и психической сфере. На это указывает невротические, тревожные и личностные нарушения, а также расстройства эмоционального поведения.
Важным патофизиологическим механизмом формирования патологического паттерна речевого дыхания является нарушение внутрисистемных и межсистемных механизмов саморегуляции и интеграции физиологических систем, необходимых для развития и нормальной деятельности речеобра-зующего аппарата (кардиореспираторной и речеобразующей). Кроме этого, патологические реакции речевого дыхания обусловлены, по-видимому, диз-регуляцией иерархически сложной координированной деятельности центрально-периферических, внутрикорковых, корково-подкорковых и межпо-лушарных взаимодействий, реализующих согласованное управление сенсорных, моторных, мотивационных, ассоциативных структур и вегетативных структур.
В результате длительного нарушения структурно-функциональной организации речевого дыхания и его паттерна в ЦНС формируется устойчивый патологический стереотип (УПС) речевого дыхания, речи и поведения со своими функционально ригидными связями и низкой способностью к обучению. Усугублению данного сформированного УПС способствуют такие факторы риска как акцентуированные и психопатологические черты характера, нейроциркуляторная дистония, гормональные дисфункции. УПС и усугубляющие его неблагоприятные факторы риска отчасти объясняют низкую эффективность (особенно в катамнестических наблюдениях) многих методологических подходов логопедов, фониатров и психотерапевтов, пытавшихся решить проблему речевого дыхания, без учета количественной оценки системных механизмов регуляции нарушенных функций до и после лечения.
Настоящим исследованием показано, что для дестабилизации и разрушения сформировавшегося УПС речевого дыхания, речи и поведения, целесообразно применять адаптивную саморегуляцию речевого дыхания с внешней обратной связью по объективному физиологическому показателю РСА. Введение в контур управления внешней обратной связи физиологического параметра межсистемной интеграции — РСА, позволяет испытуемому, используя свои резервные возможности, произвольно (целенаправленно), контролировать текущее состояние управляемой функции речевого дыхания. При этом в процессе речевого дыхания тонкая согласованная координация различных физиологических функций переводится с неосознанной сферы на уровень когнитивного контроля.
Выработка новых навыков и целенаправленного поведения обеспечивалась наличием положительной мотивации к обучению, волевого компонента, а также положительного и отрицательного эмоционального подкрепления, как главного условия активизации резервных возможностей, выработки нового условного рефлекса и фиксации временной связи в мозговых структурах. Важную роль при этом играют механизмы памяти и внимания, тесно связанные с ассоциативными структурами мозга и системными механизмами саморегуляции.
В основе формирования новых временных связей и навыков с использованием адаптивной саморегуляции по показателю РСА лежат механизмы внутрисистемной и межсистемной интеграции кардиореспираторной и рече-образующей систем организма, необходимые для обеспечения нормального состояния речевого дыхания, речи и социального поведения.
В формировании нового навыка речевого дыхания одновременно участвовали механизмы произвольного контроля и инструментального обуславли-вания. Эти механизмы, взаимно дополняя друг друга, способствуют ускорению вырабатываемого навыка.
Наше исследование показало, что необходимым условием приобретения нового навыка речевому дыханию является последовательность формирования различных стереотипов дыхания от простых к более сложным. Поэтому на первом этапе работы проводился адаптивный тренинг на выработку по показателю РСА нового устойчивого навыка диафрагмального дыхания с удлиненным, равномерным, плавным выдохом. В последующем, на базе этого сформированного навыка, вырабатывался новый динамический стереотип диафрагмального речевого дыхания по показателю РСА.
Статья подготовлена на материалах диссертации О.Н. Вовк