В современной российской медицине (неврологии, реабилитации, ортопедии) клинический анализ двигательной сферы — патологии походки и основной стойки с использованием методов биомеханики (стабилометрии, электромиографии), уже не является молодым направлением.
Не вызывает сомнений значимость количественной оценки функционального состояния опорно-двигательной системы у пациентов ортопедического и неврологического профиля.
По оценкам российских экспертов, методы электромиографического и стабилометрического анализа движения или поддержания позы еще не получили повсеместного распространения и внедрения в широкую клиническую практику реабилитационных центров.
Существенным недостатком российских биомеханических исследований, проводимых в разных научно-исследовательских институтах является применение большого числа методик, в том числе с использованием нестандартных технических средств, что лишает исследователей возможности сравнивать результаты, получаемые при обследовании однотипных групп.
Интерференционная поверхностная электромиография (ЭМГ), давно вошла в рутинную практику большинства клиницистов, исследователей, и даже специалистов в области адаптивной физической культуры или фитнеса, чего нельзя сказать о стабилометрии.
Стабилометрические и электромиографические методики объективизации и функциональной оценки состояния опорно-двигательного аппарат за все годы своего развития в России не стали универсальными методами, столкнувшись с рядом препятствий как в научной, так и в клинической практике.
Однако развитие технологий и их комбинированное использование, большое количество научных работ и исследований, направленных на совершенствование методов, позволили им стать незаменимым инструментарием в биомеханическом анализе движений и реабилитации.
Подавляющее большинство современных высокотехнологичных реабилитационных и ассистивных технологий используют электромиограмму или стабилограмму (статокинезиограмму) в качестве тренажера с биологической обратной связью.
В методических пособиях, которые были разработаны специалистами нашего института, совместно с коллегами из КФУ имени В. И. Вернадского и НИИ нормальной физиологии имени П. К. Анохина, описываются основные преимущества и недостатки, представлены результаты исследований, а также обсуждаются возможности применения данных технологий не только в клинической практике, но и в специальной (коррекционной) педагогике.