Обзор тренажеров с БОС в области сенсомоторной синхронизации

В различных научных исследованиях сообщается о том, что после нескольких недель тренинга с ритмическими слуховыми воздействиями была обнаружена более высокая активация моторных зон, включая прецентральную извилину и дополнительную моторную зону, а также мозжечка. Кроме того, показана пластичность нервных структур не только на уровне коры больших полушарий, но даже на уровне ствола.

Исследования, посвященные ритму, позволили предположить, что взаимодействия между ритмическим воздействием и двигательной ответной реакцией могут эффективно применяться при реабилитации двигательных расстройств, а также для развития координации и регуляции обработки сенсорной и моторной информации.

Обзоры исследований посвященные ритмическому праксису или чувству ритма.

В частности, тренинги со звуковыми стимулами изменяют ответные реакции (вызванные потенциалы) ствола, улучшая речевые способности детей, имеющих трудности в обучении.

Интересно, что даже маленькие дети от 3-х лет способны синхронизировать свои движения с внешним ритмом, хотя чем старше ребенок, тем лучше у него получается выполнение заданий, что позволяет повысить эффективность разнообразных коррекционных занятий с детьми.

Сенсомоторная синхронизация, то есть процесс, при котором испытуемые синхронизируют свои действия с внешним ритмом, является фундаментальным свойством для детей. Это свойство способствует освоению языка, улучшению двигательных навыков и развитию социальных отношений. Даже взаимодействие между матерью и ребенком зависит от способности обоих разделять общий коммуникативный ритм (Monier&Droit-Volet, 2019).

Интерактивные занятия с разнообразными тренажерами ритма улучшают внимание, координацию и пространственно-временную ориентацию, помимо прочего, это ненавязчивый и безвредный способ стимуляции к обучению и развитию высших психических функций.

На сегодняшний день выпускаются самые разнообразные тренажеры ритма с биологической обратной связью (БОС), которые применяются в клинической и неклинической практике, хотя ни одна из подобных разработок не регистрировалась как медицинская техника.

Для того, чтобы специалисты могли ориентироваться в функционале и возможностях современных разработок для тренингов с ритмическими сигналами (БОС-РИТМ), мы публикуем сравнительный анализ российских и иностранных разработок.

Сравнение функционала тренажеров типа «Интерактивный метроном»

К задачам, которые помогают решать данные программно-аппаратные комплексы относят:

  • развитие чувства ритма, речи и памяти;
  • развитие когнитивных и моторных функций;
  • коррекция нарушений функций речи, внимания и поведения;
  • улучшение активности мозговой деятельности;
  • улучшение математических способностей;
  • развитие эмоционально-волевой сферы личности;
  • повышение скорости восприятия и переработки информации;
  • развитие зрительно-моторной координации;
  • нейрокоррекция и совершенствование когнитивных функций;
  • развитие мелкой моторики и манипуляционных функций кисти.

Занятия с использованием комплексов «Интерактивный Метром» рекомендованы для учащихся с синдромом дефицита внимания (СДВГ/СНВГ), детей с нарушениями аутистического спектра (ранний детский аутизм (РДА), синдром Аспергера, аутистические состояния), детей с задержкой психического и речевого развития (ЗПР, ЗПРР), с врожденными или приобретенными поражениями головного мозга, повреждениями спинного мозга, при нарушениях темпа речи (брадилалия, тахилалия), при нарушениях когнитивных функций, при нарушениях обработки сенсорной информации, нарушениях обработки слуховой информации, детей с задержкой психического развития, с детским церебральным параличом (ДЦП), с логопедическими нарушениями, связанными с темпом речи и заиканием, детей с нарушением координации движений.

Оборудование и программное обеспечение для интерактивных тренингов с биологической обратной связью (БОС) позволяют мгновенно оценить чувство ритма, одновременно визуализировать прогресс и контролировать проведение развивающих или коррекционных занятий.

Все упражнения с тренажерами типа «Интерактивный метроном» могут проводиться в самых разнообразных положениях (стоя, сидя, лежа и т.д.). Следовательно, при выборе оборудования для нейрореабилитации взрослых или коррекционных занятий с детьми, беспроводная реализация устройств является более предпочтительной!

Более подробная информация и методические рекомендации указаны в методическом пособии, которое Вы можете заказать в печатном или электронном виде, написав запрос на почту: info@spbmi.ru