Применение технологии аудиовизуальной стимуляции в психологии и стресс-менеджменте

Аудиовизуальная стимуляция (audiovisual stimulation) является интенсивно развивающимся направлением не только нейрореабилитации, но и специальной (коррекционной) педагогики, психологии спорта и стресс-менеджмента, привлекающим широкий круг практиков и ученых во многих странах мира.

На современном этапе развития нейрореабилитации и социально-психологической помощи актуальной является проблема разработки и использования научно доказанных методов, которые не имеют абсолютных противопоказаний к применению, просты и доступны в применении и являются физиологичными.

Аудио-визуальная стимуляция (ABC) или светозвуковая стимуляция (СЗС) – это ритмическое воздействие на организм через зрительный и слуховой анализаторы естественными, физиологически адекватными стимулами, с вовлечением в процесс корковых, лимбических структур и ретикулярной формации головного мозга.

Рис. 1 Общие физиологические принципы воздействия АВС на сенсорные системы человека.

АВС влияет на активацию кортикальных структур через модулирующие системы мозга и индуцирует биоэлектрическую активность, которая определяет вегетативное, функциональное и психическое состояние. За счет реакции усвоения происходит смена ритмов, которая помогает мозгу скорректировать отклонения в биоритмах и нормализовать его состояние.

Важную роль в формировании нового уровня активации играет корковая зона проекции неспецифических таламических систем, в которой суммируются и модулируются ритмические процессы под влиянием сенсорных стимулов разной модальности.

Ритмические или частотно-модулированные сенсорные раздражения даже малой интенсивности могут сопровождаться выраженными электрофизиологическими, нейропсихологическими и поведенческими эффектами.

Результаты различных исследований доказывают, что аудиовизуальная стимуляция имеет положительный эффект в борьбе со стрессом и тревогой, оказывает положительное влияние на способность сосредоточиться, а также может значительно уменьшить боль, связанную с различными заболеваниями.

При использовании технологии АВС необходимо учитывать наличие противопоказаний. Поскольку для стимуляции головного мозга используются мерцающий свет и пульсирующий звук, то некоторыми людьми эти воздействия субъективно воспринимаются как негативные.

В этом случае необходимо изменить режим воздействия или отказаться от использования устройства.

Светозвуковая стимуляция не должна использоваться:

  • при эпилепсии,
  • при наличии психических расстройств,
  • при повышенной фоточувствительности (например, фоточувствительная мигрень),
  • при заболеваниях сердечно-сосудистой системы,
  • при наличии кардиостимуляторов,
  • при постинфарктных и постинсультных состояниях,
  • при наличии черепно-мозговых травм, 
  • при инфекционных заболеваниях, повышении температуры тела,
  • при токсикозах беременных, других патологиях протекания беременности,
  • при отслойке сетчатки, кератите, в восстановительном периоде после офтальмологических операций,
  • в состоянии алкогольного и наркотического опьянения.

Не рекомендуется использовать активирующие сессии при гипертонической болезни!

Если ранее возникали неприятные ощущения при воздействии мелькающего света (блики солнца на волнах, светомузыка, частая смена кадров при просмотре телепередач и т.п.) – воздержитесь от использования данной технологии.

Возможна индивидуальная непереносимость!

Изначально основной интерес к методу аудиовизуальной стимуляции заключался как к немедикаментозному методу коррекции различной симптоматики, связанной в первую очередь с последствиями стрессовых состояний, которые стали отчетливо оформляться в серьезную проблему именно во второй половине XX века.

Начиная с этого периода, количество поступающей извне информации стало постоянно увеличиваться и превосходить возможности её полноценного восприятия человеком. Стремительный темп жизни в целом привел к тому, что человек большую часть времени стал пребывать в состоянии хронического стресса.

Само понятие «стресс» было введено в 1936 г. канадским физиологом Г. Селье. Он разделил стресс на «эустресс» – нормальный стресс, служащий целям сохранения и поддержания жизни, и «дистресс» – патологический стресс, проявляющийся в болезненных симптомах. В обыденном сознании закрепилось, в основном, второе представление о стрессе.  

Рис. 2 Динамика развития стресса по Г.Селье

Высокий уровень стресса отражается на работоспособности и общем функциональном состоянии организма человека. Весомую роль в исследовании функционального состояния организма человека играют характеристики степени активности в системе регуляции сердечно-сосудистой системы (ССС) со стороны вегетативной нервной системы. В момент стрессовой ситуации в организме регистрируются выраженные нарушения вегетативной регуляции ССС.

Индекс стресса также называется индексом напряжения регуляторных систем (индекс Баевского). Он дает характеристику вариабельности сердечного ритма и состояния центров регуляции ССС. Нормой индекса стресса выступает значение от 50 до 150. Влияние умственного и физического напряжения, систематическое недосыпание, снижение резервов организма с возрастом, синдром хронической усталости определяются повышением этого показателя от 150 до 500. При психофизиологическом истощении, весомом психоэмоциональном стрессе значение индекса стресса возрастает до 900, а его превышение свидетельствует о наличии значительного нарушения регуляторных механизмов или предынфарктного состояния.

Рис. 3 Механизм стрессовой реакции и возможность её регистрации.

Некоторые особенности сердечной деятельности (частота сердечных сокращений, вариабельность сердечного ритма, артериальное давление) изменяются в течение дня и ночи и имеют собственные биоритмы, которые синхронизируются во времени в период бодрствования и сна. Самые разные стрессовые ситуации часто провоцируют сбой данных биоритмов.

Изменения в работе ССС происходят при возникновении различных типов стресса: острого и хронического. Острый и хронический психосоциальный стресс снижает вариабельность сердечного ритма. Вполне вероятно, что люди, страдающие от эмоционального истощения, имеют пониженную вариабельность сердечного ритма из-за длительного воздействия стресса.

Физиологически адекватным подходом к экспресс-оценке психоэмоционального реагирования является проведение своего рода нагрузочной пробы с заданиями на произвольную релаксацию и последующую активизацию под контролем динамики электрокожного сопротивления (ЭКС), что обусловлено наличием взаимосвязи способности человека к произвольному изменению уровня активности центральной нервной системы (ЦНС) с готовностью к высокорезультативной деятельности. Выявлены особенности изменения показателя ЭКС как взаимосвязь его динамики с успешностью деятельности, основные графические конфигурации этой динамики.

В большинстве современных тренажеров и аппаратно-программных комплексах реализован набор специально разработанных режимов светозвуковой стимуляции и человеку стоит лишь выбрать готовую сессию. Хотелось бы отдельно отметить разнообразие различных комплексов и систем, в таблице ниже мы постаралась провести анализ наиболее распространенных тренажеров и комплексов в России. Данный класс устройств не является медицинским и не предназначен для лечения и профилактики заболеваний в том плане, в котором это осуществляется, например, при использовании физиотерапевтических приборов с известным воспроизводимым механизмом действия.

Все достигаемые коррекционные эффекты аудио-визуальной стимуляции достигаются за счет неспецифических влияний на уровень активации, отвлечения и переключения внимания, оптимизации психоэмоционального реагирования.

Учитывая, что в основе технологии лежит формирование измененного уровня активности ЦНС путем сенсорной стимуляции, рекомендуется выбирать устройства с максимально большим количеством каналов световой стимуляции, что позволяет моделировать ритмическое воздействие максимально приближенное к спектру нормальных ритмов ЭЭГ человека.

Таб.1 Сравнительный анализ наиболее популярных в России аппаратно-программных решений для АВС.

Обычно светозвуковую стимуляция применяют курсами, которые состоят из 15-20 сессий (5 — 7 раз в неделю), минимальная продолжительность тренинга 15-20 минут.

Вместе с тем, существуют сессии, например, быстрый релакс или мотиватор, и более короткой длительности, они предназначены для ситуационного использования, когда нужно переключиться, отвлечься, отдохнуть или взбодриться. Довольно часто, курс рекомендуют повторить, как правило через 2-3 месяца. Подобные рекомендации от наиболее опытных специалистов базируются на современных концепциях нейропластичности и нейрогенеза.