Одним из методов биоуправления является стабилометрия(БОС по опорной реакции)- исследование баланса вертикальной стойки и ряда переходных процессов посредством регистрации положения, отклонений и других характеристик проекции общего центра массы (ОЦМ) тела на плоскость опоры. Как метод исследования функции равновесия, проприоцепции, зрительного анализатора, вестибулярного аппарата и других функций организма, прямо или косвенно связанных с поддержанием равновесия (См. рис.1).
Применение при нарушении функции равновесия диагностических и лечебно-реабилитационных методов, основанных на принципах биологической обратной связи посредством информации о положении и смещении ОЦМ тела, позволяет проводить эффективное восстановительное лечение.
Например, у людей с ДЦП выявляются нарушения функции равновесия разной степени. Тренировка проводится на тренажерах равновесия — специальных компьютерных комплексах, обеспеченных программами БОС, основанных на визуализации положения ОЦМ тела или выполнения определенных движений, направленных на его перемещение. Основным направлением тренировок является развитие навыков координации балансировочных движений в основной стойке.
Тренажеры равновесия имеют в своей структуре стабилометрическую платформу и страховочные опоры (стапель), на которой устанавливается пациент, удерживающий вертикальную стойку. Компьютерный комплекс с программным обеспечением, преобразует информацию о смещениях ОЦМ в визуальные сигналы на экране монитора.
Основная задача пациента — удержание центра давления (ЦД) в определенной зоне па экране монитора или его перемещение путем переноса веса тела на правую или левую ногу либо на передние или задние отделы стоп.
После тренингов на стабилоплатформах, направленных на функции равновесия или качества управления балансом, специалисты в области реабилитации переход на тренинги с биоуправлением по электромиографическим показателям или развивают мелкую моторику с помощью реабилитационных перчаток с биоуправлением (См. рис.2).
Реабилитационные тренажёры биологической обратной связью и мультимедийные компьютерные игры применяются с целью тренировки равновесия у детей и взрослых с самыми разнообразными нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Режим ходьбы реализуется наклонами на платформе. Наклон вперед вызывает движение вперед, наклон назад — движение назад, в стороны — повороты в стороны. Таким образом, избирая стратегию удержания равновесия, пациент управляет игрой. Кроме того, специалист может проводить занятия и в других положениях, например: упор руками, сидя на платформе, стоя на нестабильной опоре.
Имеются две степени свободы (движение по вертикали и горизонтали), поэтому представление различных целей, маркеров или других препятствий и стимулов позволяет легко организовать задание на удержание центра давления в определенной зоне или координаторные упражнения.
Для регулировки сложности выполнения тренинга специалист может изменять масштаб перемещения центра давления по экрану монитора регулирует сложность выполнения того или иного действия.
Применение этих БОС технологий дает возможность развивать координационные способности, точность движений, стабилизацию положения тела (удержание проекции ОЦМ тела в заданной зоне определенное время), укреплять мышечный аппарат и т.д.
В процессе поиска двигательной стратегии, когда ребенок или взрослый совершает различные движения, чтобы приспособиться к изменениям, происходящим на экране монитора, движения избыточные и не точные.
По мере появления двигательного навыка и его тренировки производятся все более точные и своевременные движения, при этом критерий успеха заметно увеличивается. Находясь на стабилометрической платформе, человек фактически выполняет функцию игрового манипулятора, что положительным образом сказывается на эмоциональном состоянии и двигательных возможностях (См. рис 3).
Тренажеры равновесия — это специальные компьютерные программы БОС, основное направление которых — развитие различных специализированных навыков координации балансировочных движений в основной стойке.
При работе на них решаются задачи восстановления, развития опороспособности конечностей, управления движениями тела и его балансом, тренировки точности движений, времени движений (достижение цели к определенному времени), стабилизации движений (удержание центра давления в определенной зоне определенное время).
Программы тренировок:
- как простые программы, ориентированные на развитие только одного узконаправленного навыка (например, переноса тяжести с одной ноги на другую);
- как комплексные программы, направленные на овладение одновременно двумя или более навыками.
Важно помнить, что к особенностям детей младшего возраста относятся не только слабость концентрации внимания, быстрая отвлекаемость, повышенная утомляемость, но и наличие специфического двигательного стереотипа.
Уже с первого занятия необходимо создать и поддерживать мотивацию к продолжению тренировок, используя различные мультимедийные игры.