Проблема когнитивных расстройств у детей, взрослых и пожилых является одной из наиболее актуальных и значимых с медико-социальной точки зрения. Нарушение когнитивной деятельности ведет к трудностям в обучении, девиантному поведению, психоэмоциональным нарушениям и, как следствие, социальной дезадаптации и снижению качества жизни.
У детей с речевыми нарушениями и нарушениями аутистического спектра (РАС), как правило, есть выраженный дефицит моторного планирования. В частности, отмечается замедленный темп развития моторных функций, недостаточный контроль движений тела и координация движений, трудности удержания равновесия.
Кроме того, в настоящее время установлено, что значительную долю неврологических детских расстройств составляют двигательные нарушения, особенно такие, как детский церебральный паралич (ДЦП). Сложность ранней социализации и своевременных коррекционных воздействий являются причинами роста инвалидности населения.
Известно, что для успешного обучения детей с нарушениями речи необходимо участие не только речевых зон коры головного мозга, но и зрительных, слуховых, тактильных, кинестетических.
Так, дети, у которых задержка психоречевого развития (ЗПРР) не была выявлена своевременно, составляют большую часть неуспевающих учеников в начальной школе. Во многих исследованиях показано, что при интеллектуальных нарушениях у детей наблюдаются отставания в психическом и физическом развитии.
В настоящее время воспитательный и образовательный процесс характеризуется только лишь учебной деятельностью, где повышенное внимание уделено выполнению школьного курса, а речевое, моторное и психоэмоциональное развитие детей отодвинуто на второй план. Несвоевременная коррекционно-диагностическая работа указывает на острую актуальность внедрения современных и научно доказанных программно-аппаратных технологий для эффективного обучения и развития детей. Где особое место занимает совершенствование работы деятельности педагогов и тренеров в направлении использования интерактивного программного обеспечения и специализированных тренажеров.
Для решения этой проблемы на протяжении последних 15 лет успешно применяются стабилотренажеры с биоуправлением – программно-аппаратные комплексы, которые предназначены для проведения оценки различных состояний нервно-мышечной, центральной нервной и сенсорной систем человека, занятий и тренингов с биологической обратной связью по опорной реакции в виде интерактивных и увлекательных компьютерных игр.
Дополнительно, в сфере оказания услуг физкультурно-оздоровительной направленности стабилометрия и тренинги с биоуправлением по опорной реакции крайне необходимы в таких организациях, как фитнес-клубы, центры адаптивной физической культуры, детские спортивные секции и т.п., с целью контроля функционального состояния занимающихся и объективизации физической нагрузки.
К основным задачам, которые можно решать с помощью программно-аппаратного стабилометрического комплекса или стабилотренажера с биоуправлением помимо функциональной оценки психофизиологического состояния и допуска к занятиям, относят:
- Восстановление качества управления балансом;
- Коррекция двигательных стереотипов;
- Восстановление и развитие координации;
- Сенсорная коррекция;
- Кинестетическое и кинетическое развитие;
- Развитие когнитивных функций (память, внимание, речь);
- Коррекция психоэмоционального состояния;
- Совершенствование физической ловкости и навыков владения телом;
- Развитие ритмического праксиса или чувства ритма.
Суть технологии, реализованной в проекте «Интерактивный балансир» для коррекционно-педагогической работы, заключается в коррекции состояний, путём проведения тренингов с биоуправлением по опорной реакции.
Ребенок обучается произвольному контролю и целенаправленному улучшению тех функций, которые у него нарушены. Так, при задержках психо-речевого развития (ЗПРР) упражнения могут быть направлены на процесс речеобразования. Внедрение биоуправления по опорной реакции в коррекционную работу с заиканиями, афазиями, тахилалиями, общем недоразвитии речи (ОНР), детском церебральном параличе (ДЦП) способствовало увеличению эффективности логопедических занятий. Также такие тренинги показали повышение координационных возможностей и когнитивных функций у детей с СДВГ.