Термин «музыкотерапия» имеет греко-латинское происхождение и в переводе означает «лечение музыкой». Существует много определений «музыкотерапии», большинство учёных считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов.
Авторы большинства статей и публикаций определяют музыкотерапию как:
- Контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитании детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний;
- Средство оптимизации коррекционно-педагогической и воспитательной работы;
- Системное использование музыки для лечения физиологических и психосоциальных аспектов болезней или расстройств.
Музыкотерапия сегодня — это использование различных музыкальных вмешательств для достижения индивидуальных целей в рамках терапевтических, реабилитационных и коррекционно-развивающих программ.
Вмешательства музыкальной терапии могут быть направлены на решение различных медицинских, социально-педагогических и образовательных задач:
- Улучшение эмоционального состояния;
- Стресс-менеджмент;
- Лечение боли;
- Улучшение памяти и внимания;
- Социализация и абилитация;
- Содействие в физической реабилитации;
и многое другое…
Одним из первых людей, утверждавших значительное влияние музыки на психическое и физическое состояние человека, был греческий учёный и философ Пифагор. Как видно из труда Ямвлиха «О пифагорейской жизни», если некто «слушает прекрасные ритмы и песни, то такой человек начинает музыкальное образование с мелодий и ритмов, от которых излечиваются человеческие нравы и страсти и устанавливается первоначальная гармония душевных сил».
Во многих странах Европы и США возникли и приобрели популярность различные музыко-психотерапевтические школы и центры, а в России активно развиваются центры Томатис-терапии.
Основные формы музыкотерапии:
Пассивная музыкотерапия (рецептивная) отличается тем, что пациент в процессе сеанса не принимает в нём активного участия, занимая позицию простого слушателя. Ему предлагают прослушать различные музыкальные композиции либо вслушиваться в различные звучания, отвечающие состоянию его психического здоровья и этапу реабилитации.
Активная музыкотерапия — основана на практической работе с музыкальным материалом: инструментальная игра, пение, гимнастика и т.д.
Кроме того, за последние 20-30 лет активно развивается музыкотерапия с применением специализированных аппаратно-программных средств и нейроинтерфейсов (биоакустической коррекции, биологической обратной связи), устройств и комплексов фильтрации музыки, основанных на концепциях аудио-психо-фонологии А. Томатиса (электронное ухо), различных тренажеров для развития ритмического праксиса как с биоуправлением (интерактивный метроном), так и без InTime.
Согласно данным PubMed, только за 2021 год было опубликовано порядка 700 различных научных статей, посвященных ключивым аспектам и технологиям музыкотерапии (music therapy).
Современные метаанализы подтверждают эффективность классической музыкальной терапии при лечении деменции, шизофрении и депрессии.
В некоторых исследованиях в области музыкотерапии сообщалось о противоречивых результатах относительно преимуществ музыкальных вмешательств у детей и подростков с расстройствами нервного развития (NDDS), включая расстройство аутистического спектра (ASD), а исследования, связанные с применением метода А. Томатиса вообще показали нулевую эффективность при развитии речевой фунции у детей с РАС.
Согласно систематическому обзору, опубликованному в апреле 2021 и проведенному в соответствии с рекомендациями PRISMA, в большинстве контролируемых исследований сообщалось о положительном влиянии образовательной музыкальной терапии на пациентов с РАС, особенно с точки зрения развития речи.
Положительный эффект импровизационной музыкальной терапии был отмечен в большинстве контролируемых исследований, особенно с точки зрения социализации детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и взрослых.
Кроме того, публикуется все больше исследований, которые подтверждают эффективность музыкотерапии в работе с лицами, подверженными сильному стрессу, у которых развилось посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
В заключение следует констатировать, что музыкотерапия в России является еще недооцененным методом немедикаментозной поддержки пациентов с различными психическими расстройствами, и достаточно редко применяется в постинсультной реабилитации.
ВНИМАНИЕ! Научно-методическая информация на сайте предназначена для специалистов и не может использоваться для самолечения.
Если Вы зашли в этот раздел для поиска информации, связанной с личными проблемами здоровья, то помните, что для диагностики и лечения необходимо обращаться к специалисту.
Мы не несем ответственности за злонамеренное или непрофессиональное использование приведенной на сайте научно-методической информации.
Личная точка зрения исследователей «СПбИМИ» не обязательно совпадает с мнением авторов доступных в этом разделе сайта публикаций.