Музыкотерапия и развитие чувства ритма

Ритм и возможность к ритмической деятельности занимает особое место в жизни человека. Ритм — это чередование конкретных явлений, происходящее с определенной последовательностью, частотой и скоростью протекания. Если говорить в целом, то с повторяющейся последовательностью человек встречается повсюду: дыхание, сердцебиение, смена времен года и т.д.

В основе чувства ритма лежат сенсорные связи, которые способствуют развитию двигательной сферы, познавательных процессов и анализа окружающего мира, эмоциональных реакций и речи.

По сути, ритм — это сложная мозговая деятельность по анализу, планированию и координации движений. Чтобы повторить и удерживать заданную последовательность, от мозга требуется немалая концентрация и включенность в процесс, поэтому тренировка ритма одно из важнейших направлений в коррекции для детей с самыми различными нарушениями.

Современные научные исследования показали, что при выполнении заданий на развитие чувства ритма у человека активируются как корковые, так и подкорковые структуры головного мозга.

При восприятии ритмических стимулов анатомически вовлекаются премоторная кора, дополнительная моторная зона и мозжечок, которые играют важную роль в двигательном контроле. А в исследованиях при помощи метода функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ) показано, что во время запоминания и воспроизведения ритма происходит активация в определенных корковых зонах (нижняя лобная извилина, нижняя теменная долька, дополнительная моторная область), и также в мозжечке.

Например, группа исследователи предложили отображать данные мозговой активности в реальном времени с помощью динамических аудиовизуализаций. Публикация размещена в журнале «PLoS ONE«.

Сотрудники Колумбийского университета в Нью-Йорке под руководством Элизабет Хиллман (Elizabeth Hillman) разработали алгоритмы для преобразования динамической составляющей нейровизуализационных данных в звуки различных музыкальных инструментов, а пространственной составляющей нейровизуализации и поведенческих данных — в цветовые коды.

Нейровизуализация работы мозга.

Потоки нейрофизиологических записей превращаются в своеобразные индивидуальные музыкальные клипы, которые генерирует мозг крысы в режиме реального времени.

Ритм является одной из важных составляющих музыки, основой музыкальных композиций. В музыкальной среде под ритмом понимают чередование звуков и пауз (моменты тишины) разной продолжительности.

На данный момент музыка также является одним из методов коррекции и реабилитации людей с различными нарушениями, который обсуждается ученными все чаще с каждым годом.

Например, музыкотерапию применяют в реабилитации двигательных нарушений, деменции, депрессии, расстройств аутистического спектра, СДВГ, ДЦП, применяют при поведенческих и эмоциональных нарушениях и для улучшения самочувствия и снижения стресса как у детей, так и у взрослых.

Схема 1. Анализ исследований ритмического праксиса с применением нейровизуализации мозга человека.

Также ведутся исследования по применению музыкотерапии в хирургии, стоматологии, эндокринологии, дерматологии, в онкологии и в области паллиативной помощи.

Первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются еще XIX веком, когда французский врач Жан-Этьен Доминик Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах.

На сегодняшний день опубликовано огромное количество научной литературы, в которой рассмотрены различные аспекты применения музыкотерапии для самых разных прикладных клинических и неклинических задач.

Фото 1. Литература для специалистов по музыкотерапии.

Таким образом, музыкотерапия и тренировка ритма эффективно взаимно дополняют друг друга, а также замечательно сочетаются с различными тренажерами двигательной активности, как с биоуправлением, так и без. Дополнительно стоит отметить физиологичность метода и отсутствие абсолютных противопоказаний.

Единственными рекомендациями к построению индивидуальных курсов и занятий остается соблюдение принципов систематичности и последовательности, сознательности и активности, соответствия индивидуальным особенностям и т.д.