Орган слуха для человека играет исключительно важную роль в развитии речи, речевого общения, в психическом развитии в целом. Человек обычно воспринимает звуки с частотой от 15-20000 Гц (См. рис. 1). Наиболее высокая чувствительность обнаружена в области частот от 1000-3000 Гц, что соответствует часто встречающимся частотам речи и музыки.
Орган слуха у человека расположен в полости черепа в толще височной кости и делится на три отдела: наружное, среднее и внутреннее ухо. Эти отделы тесно связаны анатомически и функционально. Наружное ухо включает ушную раковину и наружный слуховой проход, которые предназначены для улавливания и проведения звуковых колебаний. Среднее ухо включает выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом барабанную полость, три слуховые косточки и слуховую (евстахиеву) трубу. Внутреннее ухо, или лабиринт, — отдел уха, где происходит раздражение рецепторов слухового (улиткового) нерва; состоит из костного и вставленного в него перепончатого лабиринта. Внутреннее ухо образует орган слуха и равновесия. Наружное и среднее ухо имеют второстепенное значение: они проводят звуковые колебания к внутреннему уху, и таким образом являются звукопроводящим аппаратом.
Различают костную и воздушную проводимость звука (рис. 2). В обычных условиях у человека преобладает воздушная проводимость – проведение звуковых колебаний через наружное и среднее ухо к рецепторам внутреннего уха. В случае костной проводимости звуковые колебания передаются через кости черепа непосредственно во внутреннее ухо.
При каждом из видов проводимости звука сигнал по слуховому тракту поступает в первичную слуховую кору, где формируются звуковые ощущения и проводится анализ отдельных качеств звуков, позволяющий ответить на вопрос, что представляет собой воспринятый звук. Первичная слуховая кора играет важную роль в анализе коротких звуков, интервалов между звуковыми сигналами, ритма, звуковой последовательности.
Более сложный анализ звуков осуществляется в ассоциативных областях коры, смежных с первичной слуховой. На основе взаимодействия нейронов этих областей коры осуществляется бинауральный слух, определяются характеристики высоты, тембра, громкости звука, принадлежность звука, формируется представление о трехмерном звуковом пространстве.
Исследования, посвященные ритму и музыкотерапии, позволили предположить, что взаимодействия между ритмическим воздействием и двигательной ответной реакцией могут эффективно применяться при реабилитации двигательных расстройств, а также для развития координации и регуляции обработки сенсорной и моторной информации.
Интересно, что даже маленькие дети от 3-х лет способны синхронизировать свои движения с внешним ритмом, хотя чем старше ребенок, тем лучше у него получается выполнение заданий. Кроме того, в различных исследованиях показано, что способность к сенсомоторной синхронизации тесно связана с когнитивными, в том числе управляющими функциями, а также речевыми процессами. В частности, существует связь чувства ритма с рабочей памятью, тормозным контролем и вниманием.
Музыкотерапия все чаще используется для различных целей как в клинической, так и в неклинической практике. Предполагается, что музыка оказывает прямое физиологическое воздействие через вегетативную нервную систему, за счет чего снижает симптомы стресса и улучшает самочувствие.
О терапии музыкой известно уже несколько столетий, но первые серьезные упоминания об использовании музыкотерапии датируются XIX веком, когда французский врач Эскироль начал внедрять прослушивание музыки в психиатрических лечебницах.
В последние годы вновь активно обсуждается применение музыкотерапии в реабилитации двигательных нарушений, деменции, депрессии, расстройств аутистического спектра, СДВГ, ДЦП, применении музыкотерапии при поведенческих и эмоциональных нарушениях и улучшения самочувствия и снижения стресса как у детей, так и у взрослых.
Также ведутся исследования по применению музыкотерапии в хирургии, стоматологии, эндокринологии, дерматологии, в онкологии и в области паллиативной помощи.
С целью объективизации современных исследования специалисты применяют не только ЭЭГ картирование, но и другие средства нейровизуализации (ФМРТ, МЭГ).
На данный момент музыкотерапия является вспомогательным методом в лечении и нейро(ре)абилитации некоторых неврологических и психиатрических заболеваний, в улучшении состояния онкологических больных, а также в развитии детей и психологической коррекции, но активное изучение нейробиологических основ музыки может сделать музыкотерапию одним из основных видов лечения многих заболеваний.
Более детально о музыке, музыкотерапии и нейроисследованиях в области воздействия музыкальных композиций можно прочитать в книге Дэниела Левитина «На Музыке«.
В данном труде рокер, ставший нейробиологом, исследует связь между музыкой – ее исполнением, сочинением, тем, как мы ее слушаем, тем, что нам в ней нравится, – и человеческим мозгом.
Согласно систематическому обзору, опубликованному в апреле 2021 и проведенному в соответствии с рекомендациями PRISMA, в большинстве контролируемых исследований сообщалось о положительном влиянии образовательной музыкальной терапии на пациентов с РАС, особенно с точки зрения развития речи.
Положительный эффект импровизационной музыкальной терапии был отмечен в большинстве контролируемых исследований, особенно с точки зрения социализации детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и взрослых.
Кроме того, публикуется все больше исследований, которые подтверждают эффективность музыкотерапии в работе с лицами, подверженными сильному стрессу, у которых развилось посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Следует отметить, что сегодня в России выпускается несколько вариаций аппаратных и программных средств для проведения музыкотерапии с применением наушников воздушной и костной проводимости звука. Кроме того, существует огромное количество как платных, так и бесплатных приложений на мобильные устройства, которые уже доказали свою эффективность.