Учебная программа дополнительного послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, тематическое усовершенствование) «Биологическая обратная связь в коррекции и реабилитации» нацелена на совершенствование и получение слушателями компетенций, необходимых для учёбы, работы, повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации с учетом требований профессиональных стандартов.

Список специальностей

02.055 «Врач функциональной диагностики» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2019г. №138н);

02.046 «Врач-невролог» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2019г. №51н);

02.039 «Специалист по медицинской реабилитации» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 03 сентября 2018г. №572н); 02.008 «Врач-педиатр участковый» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27 марта 2017г. №306н);

03.007 «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 ноября 2013г. №681н);

05.002 «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 02 апреля 2019г. №199н);

05.004 «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 02 апреля 2019г. №197н);

Учебная программа дополнительного послевузовского профессионального образования также учитывает требования проектов профессиональных стандартов современных видов профессиональной деятельности:

«Практика в области медицинской реабилитации» (Специалист по физической реабилитации (кинезотерапии), Специалист по медицинской  эрготерапии (медицинский эрготерапевт);

«Педагогическая деятельность в области логопедии в организациях, осуществляющих лечение» (Логопед);

«Оказание нейропсихологической помощи и укрепление здоровья населения» (Нейропсихолог);

«Педагогическая деятельность в обучении по адаптированным основным общеобразовательным программам, воспитании, коррекции нарушений развития и социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (Педагог-дефектолог (учитель-логопед, сурдопедагог, олигофренопедагог, тифлопедагог).

Области применения технологий учебной программы дополнительного послевузовского профессионального образования:

Клинические виды профессиональной деятельности — врачебная практика в области психологии, неврологии, профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации заболеваний и состояний нервной системы, врачебная практика в области кардиологии, гастроэнтерологии, урологии, педиатрии, гериатрии, функциональной диагностики, врачебная практика в области медицинской реабилитации при нарушениях функций и структур организма человека, восстановительная медицина, превентивная медицина.

Неклинические виды профессиональной деятельности —эффективный стрессменеджмент, позволяющий повысить показатели эффективности в большом спорте, искусстве, а также в любой деятельности, требующей длительных усилий и большой ответственности, для коррекции так называемых пограничных состояний, вызванных неконтролируемым влиянием хронического стресса; педагогическая деятельность в области логопедии, нейродефектологии, нейропсихологии, нейрологопедии, нейропсихологической помощи и укрепление здоровья населения; организационно-методическое обеспечение реабилитационной (восстановительной) деятельности в области адаптивной физической культуры и адаптивного физического воспитания, фитнеса, йога-терапии, в которых с помощью БОС-технологий решаются задачи повышения эффективности обучения, развития творческих способностей и задачи получения информации о проблемах, связанных с состоянием физической работоспособности занимающихся различными формами двигательной активности.

Уче6ная программа дополнительного послевузовского профессионального образования направлена на формирование у слушателей на основе знаний, полученных в результате обучения, навыков, соответствующих трудовым функциям:

 «Проведение исследования и оценка состояния функции нервной системы», определенной ПС 02.055 «Врач функциональной диагностики»;

«Проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации пациентов при заболеваниях и (или) состояниях нервной системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов», определенной ПС 02.046 «Врач-невролог»;

«Оценка пациентов с целью уточнения выраженности нарушений функций и структур организма человека и последовавших за ними ограничений жизнедеятельности», определенной ПС 02.039 «Специалист по медицинской реабилитации»;

«Реализация и контроль эффективности индивидуальных реабилитационных программ для детей», определенной ПС 02.008 «Врач-педиатр участковый»;

«Организация реабилитационной помощи уязвимым категориям населения», определенной ПС 03.007 «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере»;

«Руководство общей физической и специальной подготовкой занимающихся в процессе реабилитационных мероприятий», определенной ПС 05.002 «Тренер по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту»;

«Организация групповых и индивидуальных занятий по адаптивной физической культуре с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья», определенной ПС 05.004 «Инструктор-методист по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту»,

а также трудовых функций, включенных в проекты профессиональных стандартов:

 «Оказание помощи по поддержанию уровня физического развития и профилактики нарушений двигательной функции вне зависимости от пола и возраста с использованием средств и методов физической культуры, спорта, массажа, естественных и преформированных факторов природы»,

«Оказание логопедической помощи населению при нарушениях речи, и иных когнитивных функций (в синдроме речевых расстройств), голоса и глотания, нарушениях нейродинамического аспекта психической деятельности»,

 «Оказание помощи по поддержанию уровня социального, сенсомоторного развития и профилактики нарушений активности и участия, поддержанию уровня повседневной активности и социального участия вне зависимости от пола и возраста с использованием средств и методов эрготерапии, использованием принципов эргономики»,

 «Оказание помощи по коррекции, компенсации и активации нарушенных или утраченных активности и участия пациентов, на различных этапах реабилитации с использованием средств и методов эрготерапии, пациентам всех нозологических форм»,

«Оказание нейропсихологической помощи пациентам старше 18 лет с органическим поражением головного мозга в составе мультидисциплинарной реабилитационной бригады»,» «Оказание нейропсихологической помощи детям».


Учебная программа дополнительного послевузовского профессионального образования ориентирована на освоение слушателями требуемых трудовых действий и приобретение необходимых умений и знаний в области БОС-технологий для сферы коррекции и реабилитации:

  • трудовые действия – регистрация электрофизиологических сигналов организма человека (ЭЭГ, ЭМГ, ЧСС, ЧДД, КИГ, ЭКС и т.д.) ; проведение оценки и интерпретация  электрофизиологических сигналов организма человека; работа с компьютерными программами обработки и преобразования электрофизиологических сигналов организма человека в сенсорные сигналы и игровые ситуации, освоение новых методов коррекции, реабилитации, социализации и абилитации, осуществления превентивного подхода, а так же медицинские показания и противопоказания к назначению программно-аппаратных и ассистивных технологий лицам, имеющим нарушения функций и структур организма человека и последовавшие за ними ограничения жизнедеятельности;
  • необходимые умения – работать на оборудовании, реализующем тренинги с биологической обратной связью; проводить оценку электрофизиологических сигналов организма человека, контролировать изменение параметров физиологических сигналов в динамике; работать с компьютерными программами обработки и преобразования электрофизиологических сигналов организма человека; определять показания и противопоказания к проведению тренингов; интерпретировать и анализировать информацию, полученную от лиц, нуждающихся в тренингах (их законных представителей), имеющих нарушения; разрабатывать индивидуальные курсы и программы коррекции, реабилитации, социализации, абилитации и стресс-менеджмента, с применением программно-аппаратных технологий, построенных на принципе обратной афферентации.
  • необходимые знания – базовое владение компьютерными навыками, понимание аспектов физики и биологии на уровне общего среднего образования, принципы и возможности применения электрофизиологических сигналов.

Учебная программа дополнительного послевузовского профессионального образования (аспирантура, ординатура, тематическое усовершенствование) «Биологическая обратная связь в коррекции и реабилитации» учитывает требования, установленные нормативными документами, постановлениями правительства РФ, приказами Министерства образования и науки РФ Министерства труда и социальной защиты РФ, профессиональными и образовательными стандартами.

Актуальность и новизна программы

Актуальность

Использование проводных и беспроводных приборов и комплексов с биологической обратной связью при реализации поисковых тем, работа с компьютерными программами обработки и анализа результатов исследования нервной системы, а также в практических медико-биологических областях и специальной (коррекционной) педагогике, проектировке нейроинтерфейсов, расширяет подготовку специалистов, владеющих методами функциональной диагностики и адаптивного биоуправления.

Кроме того, развитие современных нейроинтерфейсов и программного обеспечения способом контроля изменения состояний человека и коррекции выявленных нарушений, а также современными требованиями в нейрореабилитации и профилактике психосоматических расстройств, стресс-менеджменте.

Наблюдаемые в настоящее время сложности ориентации специалистов в вопросах послевузовского образования, актуализируют удобные по форме и максимально конкретизированные учебные модули.

Использование электроэнцефалографов и нейроинтерфейсов, электромиографов, систем стабилометрии, кардиосистем, ритмографов и других тренажеров с биологической обратной связью (БОС) для практических задач предполагает понимание сути физиологических процессов, умение выбора адекватной методики, показателей, способа анализа и интерпретации полученных данных.

Учебная программа включает пять модулей, содержащих лекционные и практические занятия, а также самостоятельную работу слушателей. На освоение каждого модуля отводится 18 академических часов, в очном или очно-заочном формате. Общий объем программы составляет 90 академических часов. Контроль освоения модуля проводится в виде теста к каждому модулю (вопросы и варианты ответов), а также практической работы с оборудованием.

Новизна — впервые в сфере применения проводных и беспроводных БОС — систем, тренажеров и медицинских комплексов в диагностике, реабилитации и функциональной диагностике, предлагается краткая системная программа, ориентированная на быстрое освоение материала и основанная на принципах междисциплинарного подхода.


Цель:

формирование у слушателей общих представлений и получение практических навыков в подготовке оборудования, выборе и разработке методик исследования, процедур с биоуправлением, анализу данных в объеме, достаточном для начала осознанной самостоятельной работы и проведения тренингов (занятий), с использованием различных БОС -тренажеров, немедицинских и медицинских комплексов и нейроинтерфейсов.

Задачи:

  1. сформировать у слушателей знания об основных терминах, определениях, понятиях, физических принципах и основах исследований и тренингов на стабиметрических комплексах и тренажерах с биологической обратной связью по опорной реакции (ОР);
  2. сформировать у слушателей знания об основных терминах, определениях, понятиях, физических принципах и основах электроэнцефалографических исследований, и тренингах с биологической обратной связью по электроэнцефалографическим показателям (ЭЭГ);
  3. сформировать у слушателей знания об основных терминах, определениях, понятиях, физических принципах процедур с биоуправлением по электромиограмме (ЭМГ) и биомеханике;
  4. сформировать у слушателей знания об основных терминах, определениях, понятиях, физических принципах процедур с использованием частоты сердечных сокращений (ЧСС) и вариабельности сердечного ритма (ВСР), а также частоты дыхательных движений (ЧДД);
  5. сформировать у слушателей знания об основных терминах, понятиях, принципах, мозговом обеспечении и физиологических основах сенсомоторной интеграции и синхронизации; о значении чувства ритма и способности к синхронизации с внешними источниками ритма для работы, восстановления и развития когнитивной сферы.
  6. научить слушателей ориентироваться в показателях стабилометрического исследования, понимать их значение для оценки физиологических процессов, уметь оценивать достоинства и ограничения различных видов показателей;
  7. научить слушателей ориентироваться в показателях электроэнцефалографических исследований, понимать их значение для оценки физиологических процессов, уметь оценивать достоинства и ограничения различных видов показателей;
  8. научить слушателей ориентироваться в показателях электромиографического (ЭМГ) исследования, понимать их значение для оценки физиологических процессов, знать алгоритмы проведения ЭМГ исследования и биомеханической оценки;
  9.  научить слушателей ориентироваться в показателях кардиоинтервалограммы (КИГ) и связанных с нею кардиореспираторных показателях (ЧСС,ЧДД), понимать их значение для оценки физиологических процессов, уметь интерпретировать получаемые данные, знать алгоритм проведения исследования ВСР и курса БОС-тренингов по кардиореспираторным показателям;
  10. научить слушателей ориентироваться в показателях количественной оценки качества сенсомоторной синхронизации, развить понимание роли тренировок с ритмическими стимулами в коррекции и реабилитации нарушений двигательно-когнитивной сферы, а также для повышения результативности при выполнении различных задач (в том числе в спорте).
  11. сформировать у слушателей знания о принципах ответственного исследования и построения курсов и тренингов с применением электрофизиологических сигналов;
  12. научить слушателей ориентироваться в методиках проведения тестов и тренингов с биологической обратной связью по ключевым электрофизиологическим сигналам организма человека, понимать принципы организации курса и сеанса биологической обратной связи, направленных на  коррекцию нарушений опорно-двигательного аппарата (ОДА), психоэмоциональную коррекцию (ПЭК), нормализацию работы кардио-респираторной системы (КРС), ориентироваться в методиках проведения и оценки динамики курса БОС-терапии;
  13. научить слушателей самостоятельно создавать программы исследований, тестирование с различными видами проб и формировать отчёты по результатам исследования или сеансов (тренингов) с биологической обратной связью.
Целевая аудитория

1.Обучающиеся в аспирантуре и ординатуре, бакалавриате, специалитете и магистратуре по направлениям (специальностям) подготовки:

31.06.01- Клиническая медицина;

06.06.01 — Биологические науки;

31.05.01 – Лечебное дело;

31.05.02 – Педиатрия;

31.05.04 – Остеопатия;

30.05.02 – Медицинская биофизика;

30.05.03 – Медицинская кибернетика;

32.04.01 – Общественное здравоохранение;

37.04.01 – Психология;

49.03.01 — Физическая культура;

49.03.02 — Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура);

31.08.12 — Функциональная диагностика;

31.08.13 — Детская кардиология;

31.08.19 – Педиатрия;

31.08.39 — Лечебная физкультура и спортивная медицина;

31.08.40 — Мануальная терапия;

31.08.42 – Неврология;

31.08.50 – Физиотерапия;

31.08.54 — Общая врачебная практика (семейная медицина);

а также других, смежных направлений (специальностей) подготовки.

2.Слушатели курсов повышения квалификации в областях клинической и фундаментальной медицины, наук о здоровье и профилактической медицины, биологических наук, применяющие методы биологической обратной связи в диагностике и реабилитации.

3.Специалисты функциональной диагностики и медицинской реабилитации.

4.Специалисты в области специальной педагогики (логопеды, психологи и дефектологи).

5. Специалисты в области логопедии, нейродефектологии, нейропсихологии, нейрологопедии


Образовательные технологии

Для успешного освоения учебного материала учебная программа дополнительного послевузовского профессионального образования предусматривает следующие образовательные технологии:

Традиционные образовательные технологии, включающие лекционные и практические занятия, посвященные освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму, выполнение практических заданий в учебной аудитории с возможностью консультаций и обсуждений с преподавателями.

Технология проблемного обучения, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирования активной познавательной деятельности слушателей.

Информационно-коммуникационные образовательные технологии:

Лекция-визуализация – изложение лекции сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических).

Практические занятия под руководством преподавателя в интерактивной форме, с использованием мультимедийных средств, комплексов и тренажеров с биологической обратной связью и специализированного программного обеспечения. 

Инновационные методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на повышение качества подготовки путем развития у слушателей творческих способностей и самостоятельности. В дополнение к лекционным и практическим занятиям слушателям предлагается видеоматериал материал для самостоятельной подготовки и рабочая тетрадь — для оптимального усвоения лекционной информации.

Модули учебной программы могут использоваться в виде самостоятельного дистанционного курса, включенного в очные и очно-заочные расширенные программы повышения квалификации (например, касающихся объективного контроля состояний человека, нейропсихологии и нейродефектологии, медицинской реабилитации в целом и других) и программ аспирантуры или ординатуры, направлений клинической и фундаментальной медицины, наук о здоровье и профилактической медицины, биологических наук.

Для записи на дистанционные модули необходимо выбрать направление и отправить анкету и контрольное тестирование на нашу электронную почту.

Количество модулей программы: 5

Отдельные модули

Стабилометрия и биологическая обратная связь по опорной реакции в диагностике и реабилитации

9 800,00

Биологическая обратная связь по электромиограмме в коррекции опорно-двигательных нарушений

9 800,00

Нейроинтерфейсы и биологическая обратная связь по электроэнцефалограмме

9 800,00

Биологическая обратная связь по кардио-респираторным показателям

9 800,00

Сенсомоторная синхронизация и тренинги с ритмическими сигналами

9 800,00

При успешном окончании 3 модулей в дистанционном формате, специалист получает свидетельство о повышении квалификации государственного образца.