Учебная программа дополнительного послевузовского профессионального образования (аспирантура, тематическое усовершенствование) нацелена на совершенствование и получение слушателями компетенций, необходимых для учёбы, работы, повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации, с учетом требований профессионального стандарта (ПС) 02.055 «Врач функциональной диагностики», утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 марта 2019г. №138н.
28 мая 2022 года
25 июня 2022 года
Уче6ная программа дополнительного послевузовского профессионального образования направлена на формирование у слушателей, на основе знаний, полученных в результате обучения, навыков, соответствующих трудовой функции «Проведение исследования и оценка состояния функции 3.1.2. Трудовая функция «Проведение исследований и оценка состояния функции сердечно-сосудистой системы», определенной ПС 02.055 «Врач функциональной диагностики»: -трудовые действия – проведение ЭКГ; проведение и интерпретация ЭКГ; работа с компьютерными программами, включая мобильные приложения, обработки и анализа результатов исследования; — необходимые умения – работать на диагностическом оборудовании; проводить исследования методами ЭКГ; использовать в процессе анализа ЭКГ по медицинским и междисциплинарным показаниям компьютерные количественные методы обработки ЭКГ, в том числе, математические методы анализа; — необходимые знания;– принципы и диагностические возможности методов исследования, в том числе кардиоинтервалографию (КИГ).
Актуальность программы «Практическое обучение регистрации и анализу электрокардиограммы с применением беспроводных и мобильных систем» при реализации поисковых тем, а также в практических медико-биологических областях, актуализирует подготовку специалистов, владеющих методами электрокардиографии (ЭКГ), как способом контроля изменения психофизиологического состояний человека.
В связи с тем, что современное оборудование и программное обеспечение для стационарных и мобильных систем используется не только в поликлиниках, клиниках, лечебно-профилактических учреждениях, а еще и в оздоровительных пунктах, диагностических центрах, школах, колледжах и институтах, центрах здоровья и спортивных центрах, а также в кабинетах стресс-менеджмента и адаптивного биоуправления.
Наблюдаемые сложности ориентации специалистов в вопросах послевузовского образования в настоящее время, актуализируют удобные по форме и максимально конкретизированные учебные модули. Использование разнообразных многоканальных электрокардиографов или мобильных кардиоинтервалографических систем для практических задач предполагает понимание сути исследуемых с помощью оборудования данного типа физиологических процессов, умение выбора адекватной методики, показателей, способа анализа и интерпретации данных.
Учебная программа включает шесть разделов, на освоение каждого из которых отводится два академических часа, в очном формате.
Контроль освоения — в виде теста (вопросы и варианты ответов) к каждому блоку и практическая работа с оборудованием (лабораторная работа).
Новизна — впервые в сфере применения проводных и беспроводных электрокардиографов предлагается краткая системная программа, ориентированная на быстрое освоение материала, которая может применяться для подготовки специалистов в области профилактического обследования населения и проведения донозологического контроля, оценки уровней психофизиологического и соматического здоровья, резервов организма, параметров физического развития и профессионального отбора.
Цель: формирование у слушателей общих представлений о подготовке оборудования, выборе и разработке методик исследования, проведения электрокардиологического исследования, анализ данных — в объеме, достаточном для начала осознанной самостоятельной практической работы по исследованию кардиореспираторной системы и психофизиологического состояния методами ЭКГ/КИГ.
Задачи:
1. сформировать у слушателей знания об основных терминах, определениях, понятиях, физических принципах и основах электрокардиографических исследований;
2. научить слушателей ориентироваться в показателях электрокардиографических исследовании, понимать их значение для оценки физиологических процессов, уметь оценивать достоинства и ограничения различных видов показателей;
3. сформировать у слушателей знания о принципах ответственного электрокардиографического исследования и обработки результатов электроэнцефалографического исследования;
4. научить слушателей ориентироваться в методиках проведения электроэнцефалографического исследования;
5. научить слушателей самостоятельно создавать программы и протоколы исследования с различными видами проб и формировать отчёты по результатам различных протоколов исследования.
Целевая аудитория:
1. аспиранты направлений «биологические науки» и «медицинские науки» по специальности 03.03.01 — Физиология, а также других, смежных дисциплин.
2. слушатели курсов повышения квалификации в биомедицинских областях, применяющие методы кардиобиоуправления.
3. специалисты функциональной диагностики.
Уче6ная программа может использоваться как в виде самостоятельного курса, так и в качестве учебного модуля, включенного в очные и очно-заочные расширенные программы повышения квалификации (например, касающихся объективного контроля состояний человека, нейропсихологии, медицинской реабилитации в целом и других) и программы аспирантуры биомедицинских направлений.
Форма обучения: очная.
Срок освоения: 8 часов
Учебно-тематический план
Учебно-тематический план программы дополнительного послевузовского профессионального образования «Практическое обучение регистрации и анализу электрокардиограммы с применением беспроводных и мобильных систем»
Учебная программа включает 6 учебных разделов, предназначенных для последовательного освоения материала и промежуточную аттестацию, предназначенную для определения уровня освоения материала.
Наименования разделов, виды учебных занятий и формы контроля
- Основы метода электрокардиографии, история и развитие технологий
- Общие понятия, морфология и принципы регистрации ЭКГ, с применением современного проводного и беспроводного оборудования
- Практическое применение программного обеспечения при подготовке ЭКГ исследованиям
- Практическое применение программного обеспечения после проведения ЭКГ исследования
- Практическая работа с подготовкой и сборкой систем и комплексов для проведения ЭКГ, применение облачных технологий и мобильных устройств под управлением Android (Google) или iOS (Apple).
- Контроль состояний человека с использованием ЭКГ, включая числовые и статистические методы анализа
- Промежуточная и итоговая аттестация
Содержание учебного материала
1. Методика регистрации и исследования электрических полей, образующихся при работе сердца. Основы метода электрокардиографии: принцы регистрации ЭКГ, основные показатели и артефакты, функциональные пробы ЭКГ, клинические и статистические методы анализа ЭКГ.
2. Принципы регистрации ЭКГ с применением современного оборудования: разновидности ЭКГ систем и их комплектация, разновидности расходных материалов, сборка и их обработка, технические требования к проведению ответственного ЭКГ исследования, подготовка оборудования к регистрации ЭКГ, монтаж электродов и креплений, особенности длительного ЭКГ мониторирования.
3. Практическое применение программного обеспечения при подготовке ЭКГ обследования: база данных, создание, хранение, работа с данными об обследованиях; экспорт, импорт данных; работа с мастером выбора/создания схем размещения; работа с выбором/созданием протоколов обследования (исследования, функциональной оценки); регистрация и запись сигнала.
4. Практическое применение программного обеспечения после ЭКГ обследования: работа с сигналом, навигация в программном обеспечении, переход по пробам, листание записи, режимы обработки и измерения параметров сигнала; математическая и статистическая обработка; описание отчета, метод автоматизированного формирования текстового описания или заключения; печать сигнала и отчета, режимы печати и отправки заключений в электронное облако.
5. Практическая работа с подготовкой и сборкой системы для проведения ЭКГ обследования: комплектность и состав стационарных и мобильных систем, установка системы на компьютер или мобильное устройство; виды одноразовых и многоразовых электродов, правила обработки многоразовых электродов и ЭКГ систем, методы установки и крепления электродов, различия; работа с ПО для ЭКГ и КИГ исследований; база данных, создание, хранение, работа с данными об обследованиях; экспорт, импорт данных; работа с мастером выбора/создания протоколов. Что такое “хороший” и “плохой” ЭКГ сигнал; Методы получения “хорошего” сигнала: установка фильтров, запись проб, работа с артефактами, работа с дополнительными каналами (дыхание); работа с сигналом: навигация по сигналу, переход по пробам, просмотр записи; режимы обработки и измерения параметров сигнала; режимы обнаружения и классификации нормы и патологии; метод автоматизированного формирования текстового или графического описания ЭКГ; печать сигнала и отчета, режимы печати; назначение проводных и беспроводных систем и выбор устройств для регистрации ЭКГ, рекомендации по выбору оборудования для клинической или неклинической практики;
6. Контроль состояний человека с использованием ЭКГ; история появления ЭКГ и нейрокардиология; принципы анализа ЭКГ; оценка функционального состояния по параметрам ЭКГ; когнитивные процессы и ЭКГ; основные показатели ЭКГ; механизм получения электрокардиограммы и кардиоинтервалограммы; велоэргометрия и длительное (Холтеровское) мониторирование.
Образовательные технологии
Для успешного освоения учебного материала уче6ная программа дополнительного послевузовского профессионального образования предусматривает следующие образовательные технологии: Традиционные образовательные технологии, включающие лекционные и практические занятия, посвященные освоению конкретных умений и навыков по предложенному алгоритму, выполнение практических заданий в учебной аудитории с возможностью консультаций и обсуждений с преподавателем.
Технология проблемного обучения, которая предполагает постановку проблемных вопросов, создание учебных проблемных ситуаций для стимулирования активной познавательной деятельности слушателей.
Информационно-коммуникационные образовательные технологии: Лекция-визуализация – изложение лекции сопровождается презентацией (демонстрацией учебных материалов, представленных в различных знаковых системах, в т.ч. иллюстративных, графических).
Практические занятия под руководством преподавателя в интерактивной форме, с использованием мультимедийных средств и мобильных ЭКГ приложений.
Инновационные методы, основанные на использовании современных достижений науки и информационных технологий в образовании, направленные на повышение качества подготовки путем развития у слушателей творческих способностей и самостоятельности.
В дополнение к лекционным и практическим занятиям слушателям предлагается видеоматериал материал для самостоятельной подготовки и рабочая тетрадь — для оптимального усвоения лекционной информации.