VR&AR в психотерапии и стресс-менеджменте

Применение виртуальной реальности в психотерапии психических расстройств и коррекции психоэмоционального состояния в настоящее время связано с несколькими основными направлениями:

  • VRH (virtual reality hypnosis) — виртуально-реальный гипноз;
  • VR-SCT (Virtual Reality Social Cognition Training) — виртуально-реальный социально-когнитивный тренинг;
  • VRET (virtual reality exposure therapy) — виртуально-реальная экспозиционная терапия.

Кроме того, активно апробируются сочетания VR и AR технологий биологической обратной связи (ЭЭГ-БОС, КГР-БОС, ЭКГ-БОС и др.) и сенсорной стимуляции (АВС) как в исследовательской, так и в коррекционно-психологической практиках.

Они находят свое применение в лечении тревожных расстройств, в том числе фобий (Гаецки М. Б. и др., 2014), посттравматического стрессового расстройства, боли, отклонений в пищевом поведении, при операционных вмешательствах, ожоговой болезни и других расстройствах (Кузьмина А. С., 2014).

Когнитивно-поведенческие методы применяются при широком спектре тревожных расстройств: фобии, паническое, обсессивно- компульсивное, генерализованное и посттравматическое стрессовые расстройства (Фридман С.А., Даян Э. и Эйтан Р.2022).

Результаты клинических исследований демонстрируют наибольшую эффективность экспозиционных техник в лечении специфических фобий при сочетании с когнитивными техниками.

Экспозиционные техники направлены на формирование пациентом навыка противостояния тем стимулам, которые вызывают тревогу или страх путем встречи с ними, но в ситуации, способствующей успешному преодолению этого страха.

Выделяют три вида экспозиций — естественные (противостояние внешней ситуации), интероцептивные (противостояние внутренним раздражителям), имагинативные (противостояние представлению или воспоминанию).

Чаще всего при терапии фобических расстройств применяются естественные и имагинативные техники. Однако в последние годы начинают приобретать особую роль компьютерные технологии в качестве еще одного варианта экспозиции, который сочетает в себе элементы естественного и имагинативного вариантов применение виртуальной и дополненной реальности.

Важно понимать, что виртуальные объекты полностью замещают реальное окружение пользователя.  Некоторые специалисты считают применение экспозиционных методов жесткими, особенно в ситуации погружения (длительное воздействие пугающего стимула), что поднимает этическую проблему их применения, особенно для детей и подростков.

В связи с этим приобретает свою актуальность разработка технологий, которые будут сочетать в себе эффективность экспозиционных техник с более приемлемой для пациента процедурой, и этими качествами обладает виртуальная реальность.

Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) — это вариант, который объединяет реальный мир с виртуальными элементами, используя компьютерную графику, смешанную с реальным миром в реальном времени.

Дополненная реальность обладает теми же преимуществами, что и дешевые VR решения (то есть полный контроль над тем, как проводится обучение, более легкий доступ к угрожающим стимулам, отсутствие риска реальной опасности для пациента, возможность выхода за пределы реальности, конфиденциальность), но она в разы дешевле с т.з. стоимости компьютерной техники и периферии, а также программного обеспечения, потому что нет необходимости моделировать всю среду.

На сегодняшний день, специалисты в России уже могут успешно применять доступные и мобильные решения в области дополненной реальности, для этого можно использовать типовое решение, вместо второго экрана пациента, которым является разработка компании «Rokid» (Ханчжоу, Китай).

Рис. 1 Обновленная линейка очков от китайской компании «Rokid» 2024 год

Примечательно, что разработчики сделали проводной переходник и даже беспроводной адаптер совместимый с ОС:  linux; Windows; MAC OS, следовательно специалисты могут просто поменять дополнительный экран пациента (т.е. телевизор) на тренингах с биоуправлением или нейробиоуправлением на АR очки.

С развитием и удешевлением беспроводных технологии регистрации электрофизиологических сигналов организма человека такие показатели, как электромиограмма (ЭМГ), электрокардиограмма (ЧСС, ВСР), электроэнцефалограмма (ЭЭГ) и т. п., могут собираться и анализироваться с использованием алгоритмов искусственного интеллекта для предоставления объективных данных о поведении и симптомах пациентов в конкретных моментах их нахождения в виртуальной среде.

Помимо прочего, на сегодняшний день ученые и исследователи пытаются выявить надёжные электрофизиологические, физиологические и субъективные маркеры, которые позволяют различать разные степени реалистичности среды, в которой человек находится в физической реальности, виртуальной реальности с помощью фотореалистичных 3D-видео с обзором 360° или обычного видеоряда.

Рис. 2 Дизайн исследования: «Реальность виртуальной реальности».

В то время как анализ ЭКГ (ВСР) предоставляет надежные доказательства соматического уровня возбуждения, анализ ЭЭГ является более убедительным в отношении более широкого спектра когнитивных, эмоциональных и соматосенсорных процессов. 

Интересно, что общая картина данного исследования показала, что результат ЭЭГ соответствует тому, что мог бы предположить пользователь VR: эмоциональные реакции, вызванные реальным и виртуальным опытом, неразличимы на электрофизиологическом уровне, поскольку колебания альфа- и тета-диапазонов не дают существенных различий. Однако соматосенсорные ощущения участников различались во всех трёх условиях, о чём свидетельствовали бета-ритмы.

Можно сделать вывод, что современные VR-системы, использующие фотореалистичные 3D-360-градусные изображения, соответствуют основным требованиям для возникновения ощущения реальности и открывают возможности для более глубокого изучения соответствующих когнитивных и эмоциональных процессов, а также технологических особенностей VR, которые их вызывают (Б. Шёне, Д. Кискер, Д. Л. Ланге, Т. Грубер, С. Сильвестр, Р. Осинский, 2023).

На сегодня существует распространенное предубеждение, что те, кто страдает от ПТСР, являются ветеранами войны (мужчинами), но типичным человеком, страдающим от ПТСР, на самом деле, как правило, являются женщины, у которых вероятность развития ПТСР в два раза выше, чем у мужчин

Кроме того, тревожные расстройства, такие как ПТСР, затрагивают больше людей, чем можно было бы подумать, при этом более 80% людей в Соединенных Штатах пережили травмирующее событие в своей жизни и почти 70% людей во всем мире страдают от тревожных расстройств (даже не считая миллионов тех, у кого диагноз не установлен). 

Экспозиционная терапия виртуальной реальности (VRET) рассматривается как еще один способ помочь людям оправиться от ПТСР. VRET — это разновидность экспозиционной терапии, которая все чаще используется для лечения различных тревожных расстройств, включая специфические фобии ( клаустрофобиябоязнь вожденияакрофобия (или боязнь высоты), боязнь полётов, арахнофобия (или боязнь пауков) и социальная тревожность (Пейдж С., Коксон М., 2016).

Кроме того, было проведено несколько исследований, которые показали, насколько VRET может быть полезен при посттравматическом стрессовом расстройстве, например на ветеранах боевых действий во Вьетнаме. Поэтому виртуальная среда, в которую погружается человек, включает в себя образы, с которыми солдат может столкнуться во время боя, например, вертолёты и джунгли. Эти исследования показали, что после VRET у солдат уменьшились симптомы ПТСР.

В других исследованиях также изучалось, может ли VRET быть эффективным в уменьшении симптомов ПТСР у солдат, участвовавших в войнах в Ираке и Афганистане. Как и в случае с ветеранами войны во Вьетнаме, VRET может уменьшать симптомы ПТСР у комбатантов.

В контролируемой и безопасной VR-среде экспериментаторы могут манипулировать ее содержанием по мере необходимости для проверки различных гипотез о динамике поведения человека. Одновременно пользователи могут многократно переживать ситуацию и сами контролировать окружающую среду.

Терапевтам и реабилитологам стоит помнить, что очень сложно индивидуально воссоздать травмирующие ситуации для пациентов с ПТСР, поскольку это может привести к чрезмерному обострению их тревоги.

VRE может применяться у таких пациентов, чтобы дать им возможность повторно пережить травмирующие ситуации в виртуальной среде, где они чувствовали бы себя в большей безопасности, чем в реальных травмирующих условиях.

Сообщается, что пациенты с ПТСР предпочитают виртуальную терапию, которая в первую очередь предназначена для комбатантов и пострадавших от террористических актов.

В ходе терапии пациенты повторно переживают травмирующие ситуации в игровой среде. При этом наиболее перспективной показала себя комплексная методика многомодульной десенсибилизации и реконсолидации памяти с помощью движений (multi-modularmotion- assisted memory desensitization and reconsolidation therapy — 3MDR), основанная на десенсибилизации посредством движений глаз в условиях VRE с одновременной ходьбой на беговой дорожке (Джонс С. и др., 2022).

Терапия виртуальной реальностью ассоциировалась также сочень высоким уровнем удовлетворенности пациентов, переживших дорожно-транспортные происшествия (ДТП).

Специфические фобии, в частности авиафобия, являются одними из наиболее изученных областей виртуальной терапии. Не было никакой разницы в эффективности лечения между группой, получавшей экспозиционную терапию в витруальной среде (VRE), и группой, подвергавшейся экспозиции в условиях реального самолета.

Обе группы показали более высокие результаты лечения, чем контрольная группа. Более того, эти эффекты лечения сохранялись до 6 мес, после терапии.

Для пациентов с социальной фобией методы лечения включают использование компьютерных сценариев в виртуальной реальности, имитирующих участие в презентациях, интервью и встречи пациентов с другими людьми, предполагающие произнесение речи.

В ходе сеансов контролируется выраженность тревоги пациента, исходя из которой осуществляются манипуляции количеством и реакцией виртуальной аудитории.

Для пациентов с агорафобией VRE создает среду, в которой они часто испытывают симптомы тревоги (например, в автобусе, метро, туннеле, лифте, самолете, кинотеатре и торговом центре, при вождении автомобиля), уязвимость пациентов в данной среде в плане возникновения панических атак десенсибилизируется в безопасных условиях виртуальной среды.

Виртуальная терапия, ориентированная на пациентов с шизофренией или другими психозами, широко используется для анализа психотических симптомов, нейрокогнитивной оценки и оценки повседневной деятельности.

Несмотря на ограниченное количество исследований по лечению виртуальной реальностью, сценарии значительно изменились за последние несколько лет. Так, используется когнитивная терапию на основе виртуальной реальности для лечения основных психотических симптомов, таких как паранойя (Фримен Д. и др., 2016).

Кроме того, в виртуальной реальности проводится тренинг социальных навыков, тем самым способствуя повышению адаптивности больных в реальных ситуациях межличностного общения.

Рис. 3 Пример реализации кабинета коррекции психоэмоционального состояния NeuroVR

Конечно, VR в медицине выглядит не так впечатляюще, как современные компьютерные игры, но и смысл тут в другом.

Пока что, описанные выше нейрореабилитационные и психологически коррекционные практики, это лишь единичные случаи, им ещё предстоит пройти испытание массовым использованием и разработку стандартов.

Однако у VR и AR в медицине, психологии и специальной педагогике определённо есть потенциал. Если не в качестве способа терапии, то как минимум в виде инструмента для повышения ее эффективности.