Система менеджмента качества ДПО

Еще недавно хорошее университетское образование было достаточным для выстраивания профессиональной карьеры. Сегодня каждые два-три года необходимо существенным образом улучшать или менять систему знаний.

Современный специалист должен ежедневно тратить не менее 15 % рабочего времени на поиск и просмотр новой информации по своему профилю, особенно, когда это касается междисциплинарных профессий в области медицины, нейрофизиологии, педагогики и работы с современными аппаратно-программными технологиями.

Качество образования базируется на трех ключевых составляющих:

  • Цели и содержание образовательного процесса;
  • Уровень профессионализма преподавателей и организации преподавательской деятельности;
  • Состояние материально-технической базы и уровень научно-информационной базы учебного процесса.

На протяжении 8 лет в Институте реализуются программы дополнительного профессионального образования для специалистов клинического и неклинического профиля по направлениям «Биоуправление», «Стабилометрия и биомеханика», «Практическое применение электроэнцефалографов и нейроинтерфейсов», «Функциональная диагностика с применением аппаратно-программных средств» и др.

Разрабатываются и реализуются новые программы для подготовки профессиональных специалистов в области неинвазивной нейромодуляции: транскраниальной стимуляции (ТКМП),  транслингвальной стимуляции (ТЛНС); аппаратно-программных решений в области профессионального стресс-менеджмента (АВС,ДПДГ,КПТ и др.).

 «СПбИМИ» успешно реализует ряд уникальных программ, имеет право не только на обучение, но и на тестирование слушателей для сертификации своей деятельности в области оказания социально-психологических, социально-педагогических и социально-медицинских услуг с применением инновационных аппаратно-программных технологий.  

Одним из эффективных механизмов гарантии качества реализуемых программ ДПО является собственная система менеджмента качества (СМК), которая успешно внедрена с 2022 года и разработана на основании современных международных стандартов.

Базовыми принципами построения нашей СМК для образовательных программ являются:

  1. Согласованность интересов и координации действий всех заинтересованных сторон;
  2. Открытость системы образования, вовлечение представителей профессионального сообщества, разработчиков программного обеспечения, медицинского оборудования и нейроинтерфейсов, работодателей;
  3. Непрерывный мониторинг процесса и результатов реализации образовательных программ.

Определение и реализация требований для повышения удовлетворенности потребителей осуществляется в рамках анализа и выполнение требований, отраженных в законодательных, нормативных актах Российской Федерации.

В область ответственности руководства Института входят следующие аспекты, связанные с гарантией качества реализации процесса «Проектирование и реализация образовательных программ»:

1) формирование и реализация политики и целей в области качества;

2) систематизация, планирование и развитие системы менеджмента качества;

3) анализ и оценка результативности системы менеджмента качества;

4) распределение прав, ответственности и обязанностей преподавателей и экспертов;

5) выделение ресурсов, необходимых для создания, ввода в действие и системы менеджмента функционирования качества;

6) развитие культуры качества, признания его важности и необходимости предоставления потребителям гарантий качества;

7) информирование общества и заинтересованных сторон о результатах ДПО Института, его достижениях и планах развития;

8) обеспечение понимания всеми сотрудниками требований потребителей ДПО, а также законодательных требований, предъявляемых к ДПО;

9) поддержание компетентности персонала, гарантирующей качество предоставляемых услуг;

Посредством внедрения в Институте СМК удалось достичь значительных результатов в области создания следующих внутренних механизмов гарантии качества ДПО:

  • инжиниринг процесса «Проектирование и реализация программ ДПО»;
  • создание многоуровневой системы целевого планирования и мониторинга результатов деятельности экспертов и преподавателей, участвующих в реализации образовательных программ;
  • разработка нормативных и методических материалов для реализации образовательных программ (положения о входном тестировании слушателей, об аттестации слушателей, о разработке, содержании и структуре образовательных программ, рабочих тетрадях и др.);
  • создание системы мониторинга, внутренних аудитов и оценки специалистов и педагогов, участвующих в реализации программ дополнительного образования;
  • совершенствование методов исследований, позволяющих формировать перечень требований потребителей и проводить оценку удовлетворенности слушателей;
  • внедрение механизма управления несоответствиями корректирующих и предупреждающих действий;
  • мониторинг целевой направленности и эффективности использования ресурсов.

Включение в СМК дополнительного профессионального образования позволило применить принципы системного управления к проектированию и реализации программ ДПО, что в свою очередь предполагает гарантию системного выполнения установленных требований и к процессу, и к его результатам.

При формировании политики в области качества и программы развития Института определены стратегические приоритеты развития дополнительного профессионального образования:

  1. Усиление позиций «СПбИМИ» в реализации дополнительных образовательных программ среди ведущих образовательных центров России и Таможенного союза;
  2. Создание и реализация программ для подготовки специалистов, стратегически необходимых в развитии медицины, образования и спорта России, в том числе программы обучения проектированию и разработке нейроинтерфейсов;
  3. Расширение практики использования современных образовательных технологий в обучении слушателей.

Основными мероприятиями по развитию системы ДПО являются:

  1. Реализация программ ДПО, финансируемых корпоративным сектором;
  2. Реализация программ ДПО, направленных на развитие научной, правовой и экономической грамотности населения;
  3. Обеспечение целевой подготовки реабилитологов в рамках сотрудничества с «Крымским федеральным университетом им. Вернадского»;
  4. Заключение стратегических договоров и соглашений с государственными и коммерческими организациями России;

В целом в стратегии развития Института до 2026 г. сохраняется существующая тенденция увеличения доли программ профессиональной переподготовки по актуальным направлениям нейрореабилитации, специальной (коррекционной) педагогики, психофизиологии спорта; значительного роста количества программ повышения квалификации, рассчитанных на интенсивное обучение «взрослых» в течение короткого времени.

Усилия «СПбИМИ» будут направлены на разработку программ ДПО, согласующихся с современными квалификационными требованиями, профессиональными стандартами, требованиями времени; активное использование модульного построения программ повышения квалификации; развитие технологий дистанционного обучения.